Ветераны великой отечественной войны

Пигунов
Александр
Филиппович

О своем деде рассказывает Ольга Викторовна Евсигнеева: «Я его внучка. Слышала и его рассказы, и пересказ событий от его сыновей. Он награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.» в 1946 г., «За трудовую доблесть» в 1952 г., «За оборону Сталинграда» в 1945 г., «За отвагу». Родился 28 августа 1914 г. в Ростовской области, Сальском районе, станице Трубецкая. С 1938 по 1961 год он проработал на железной дороге. Во время войны работал машинистом на перегоне от станции Арчеда до Котельниково. Хроники войны со страниц учебника сухи: убито, ранено, освобождено. Рассказывал о том, как пленных, взятых под Сталинградом, гнали пешком до Котлубани, а потом грузили их в вагоны и везли дальше на восстановление домов, мостов. На станции они прильнули к крану с водой. Молодые ребята, люди… Румыне замерзали в степи в легкой форме и сидели, опершись на винтовку, похожие на снопики. Штабелями лежали трупы погибших немцев… Дед рассказывал об одном случае. Как-то они вынуждены были ехать сверх смены. На обратном пути еда давно кончилась, взяли на поле тыквы и пекли их над топкой. Но что такое тыква, когда надо перекидать три тонны угля в топку за рейс? Приехали на свою станцию Арчеда. Подошел полковник и потребовал, чтобы они снова поехали в рейс. Дед и кочегар отказались, они были голодны и страшно устали. Подполковник велел их расстрелять. Другой офицер попросил объяснить причину отказа, а потом велел взять мешок, ведро и следовать за ним. Он дал им каши, буханку хлеба и щуку. Дед сказал: «Ну, теперь мы куда хошь поедем!» Интересно то, что дед рассказывал о войне не только страшное, а и что-то интересное, даже смешное. Когда в Арчеде были авианалеты, об этом оповещали свистками паровозов. Как-то у деда во время бомбардировки далеко от станции срезало снарядом свисток, и он въехал в город на свистящем паровозе. Жители города в страхе разбегались кто куда, думая, что бомбежка. Рассказывал, когда не хватало угля, давали жирную рыбу, чтобы ее использовать как топливо. Чтобы рыба лучше горела и чтобы ее не ели, рыба была облита горючим составом. Рыба прогорала в топке паровоза быстро, жара не давала. До конца жизни дед носил фуражку железнодорожника. Умер он в 2001 году. Перед его смертью мы с отцом немного снимали его воспоминания на видеокамеру».
Отправитель:
Евсигнеева Ольга Викторовна