
Филатов Александр Васильевич
О своем родственнике рассказывает Лопатнева Екатерина Николаевна:
«Мой прадед, Филатов Александр Васильевич, родился еще в 1916 году в деревне Верхнее Филатово Тобольской области, где и жил с женой Зоей и сыном Анатолием. Прошел год, жену и сына он отправил в деревню Юмас, а сам ушел на войну с японцами. Служил на Дальнем Востоке, через два года его перебросили на фронт Великой Отечественной войны, где потом попал в плен и содержался в концлагере Освенцим (Аушвиц). Он был высоким, его рост составлял 2,15 метра, поэтому его не отправили в крематорий, а отправили на работы к польским панам.
Шли месяцы, Александр Филатов продолжал работать у польского пана. Однажды к пану приехала дочь Эльза, которая отличалась своей добротой к пленным. Она с первого взгляда влюбилась в моего прадеда. Три его побега не увенчались успехом. Однажды Эльза помогла ему сбежать: когда военнопленные грузили уголь на баржу, некоторые спрятались в угле. Перед отправлением немцы проверяли корабль, протыкали каждый мешок, но беглецам повезло. Корабль доставил прадеда во Францию, где он примкнул к партизанам под руководством Шарля Де Голля. Стал командиром 4-го отряда сопротивления «Красные маки».
После победы прадед вернулся домой, но не один, а с Эльзой. Скоро наступил тот самый день, когда страшный случай лишил его жизни и сделал героем в глазах сына. Утро начиналось тяжело, по дороге на работу он встретил мужчину, который сказал: «Да как ты можешь ходить по земле, по которой ходил мой сын, погибший, сражаясь за Родину, а не как ты отсиделся в кустах, и струсил?!». Он не стал брать это в голову, но вечером слегка выпил и вспомнил, что сказал мужчина, пошел на берег и застрелился. Это было 1 мая 1953 года.
Прошло уже 20 лет, шли 1970-е годы, когда пришло письмо из Волынска: А. В. Филатова отыскали соратники и оправдали. Из Франции пришли документы, фото оправдали посмертно. Красные следопыты попросили фотографии и награды, но так и не вернули.
Прошло три года, к моей маме подошел мужчина и сказал: «Ты случайно не внучка Александра Филатова?». Моя мама тогда прибежала домой и спросила у отца: «Папа, а что, у меня есть дедушка?». Тот ничего не смог сказать, он просто плакал и потом ответил: «Твой дедушка — герой, и ты должна им гордиться».
Прошло уже 37 лет. У нас дома висел портрет мужчины, и я все детство с ним разговаривала как с живым, а он всегда смотрел на меня и улыбался. Когда мне уже было восемь лет, я решила спросить, что за мужчина на портрете, и мама мне сказала: «Это мой дедушка, участник Великой Отечественной войны, герой». Я спросила, где он живет, и мама ответила, что он давно умер. Я тогда не сдержалась и заплакала.
Вот уже 2022 год, и я до сих пор буду чтить память своего прадеда».