
Терехин Валериан Александрович
О ветеране рассказывает Илья Васильевич Сытник: «Когда в ковровском ПТУ № 1 при Заводе имени В.А.Дегтярева создавался музей, то его устроители вспомнили про капитана Терехина, бывшего ученика ФЗУ — предтечи позднейшего профтехучилища. Журналист-ковровчанин, сам уже ветеран Виталий Александрович Григорьев написал о земляке-подводнике небольшой очерк, фото героя поместили в экспозицию. С тех пор о командире пропавшей «Малютке» в Коврове почти не вспоминают. Для Коврова капитан-лейтенант Владимир Александрович Терехин — единственный участник Великой Отечественной войны в ранге командира подводной лодки. Родившийся 3 февраля 1914 года в Коврове Владимир Терехин обучался в фабрично-заводском училище при заводе имени К.О.Киркижа, проходил курс подготовки при вечернем техникуме, готовился стать мастером. Но по комсомольской путевке его в 1933-м отправили в Ленинград в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. В 1937 году Терехин стал лейтенантом флота. А всего спустя несколько дней после этого события в Ленинграде на заводе № 196 была спущена на воду новая подводная лодка с заводским номером 90 типа «Малютка» — будущая М-173…Флотская карьера Терехина начиналась непросто. Сочетание отчаянной храбрости и лихости с одновременной резкостью суждений создали ему репутацию «неудобного» офицера. Долгие годы ему не давали командирской должности, предпочитая держать в помощниках, а то и вовсе на берегу. Ставший в 1939 году старшим лейтенантом, он одно время служил дивизионным минером 2-го дивизиона бригады подлодок Северного флота, а потом служил помощником командира на субмарине К-2. «Малютку» в начале 42-го, получив звание капитан-лейтенанта, он принял лишь потому, что ее прежний командир капитан-лейтенант Иван Андреевич Кунец ничем не проявил себя и был отстранен за «неумелое руководство и отсутствие боевых успехов». М-173, входившая в состав 4-го дивизиона подводных лодок бригады подлодок Северного флота, числилась отстающей, не имея в активе ни одной победы. Экипаж терял уверенность в силах, отчаявшись нанести урон врагу. И тут командующий флотом адмирал Арсений Головко вспомнил про «неудобного» Терехина. Головко назначил опального капитан-лейтенанта командиром «Малютки».
Это случилось 23 февраля — лучшего подарка на День Красной Армии и Военно-морского флота Терехин не мог бы пожелать. И уже в марте под началом В.Терехина М-173 открыла боевой счет. В Варангер-фьорде у берегов Норвегии советская подлодка обнаружила немецкий транспорт «Петсамо» в охранении двух боевых кораблей. Но охрана не помогла — одной-единственной торпедой транспорт был отправлен на дно. Немцы пытались уничтожить советскую лодку, но та благополучно вернулась на базу.
В начале апреля капитан-лейтенант Терехин впервые в советском флоте применил атаку по данным акустических приборов, не поднимая перископ и не демаскируя лодку. И хотя очередной транспорт охраняли тральщик и сторожевик, от неожиданно появившейся из глубины торпеды «немец» увернуться не успел. Всего через неделю последовала новая победа. Фашистский конвой из транспорта, танкера и двух тральщиков охранения М-173 атаковала двумя торпедами. Обе смертоносные стальные «сигары» точно угодили в борт транспортного судна, разорвав его взрывами. Следующая неделя — новый успех. И хотя крупный военный транспорт «Бланкензее» на этот раз охраняли сразу пятью военных кораблей, Терехин двумя торпедами отправил очередного фашиста на дно. В ярости охранение сбросило почти 40 глубинных бомб на дерзкую субмарину, но лодка вновь ускользнула от погони, хотя и получила повреждения.После этого «Малютке» пришлось встать на ремонт. Об удачливом капитане Терехине заговорили. Он стал гордостью флота. Всего за два месяца он вывел М-173 в лидеры по числу побед. Известный подводник-североморец капитан I ранга Петр Мирошниченко так писал в своих мемуарах о командире «счастливой» «Малютки»: «Слава любит первого. Второму завоевать ее куда труднее. А если ты не второй! И даже не третий! Если твои товарищи уже восемь месяцев топят корабли противника, познав те тонкости подводной войны, которые даются только временем и многократным риском, если они уже заслужили высшие воинские награды, а ты только приступаешь к самостоятельной боевой работе...
Наверстывать упущенное всегда труднее. Помимо отваги, умения и, прямо скажем, удачливости, необходимы еще незаурядное хладнокровие и дьявольская настойчивость. Сочетание подобных качеств в одном человеке встречается не так уж часто. Но именно таким подводником был капитан-лейтенант Валериан Терехин — новый командир «М-173». Происходил он из рабочих. Вырос в городе текстильщиков Коврове Ивановской области. Всего в нем было с запасом, с размахом. И внешность носила тот же отпечаток широты и удали: крупный нос, большой рот, полные губы, высокий лоб, большие глаза. Все очерчено резко, даже как будто небрежно, одним махом. О Валериане Терехине как о хорошем подводнике в бригаде знали давно. Настораживала в нем лишь этакая лихость, граничащая с бесшабашностью. Привычное представление о морском офицере, да еще командире корабля, вызывает в воображении образ человека волевого, но сдержанного, руководствующегося рассудком, а не эмоциями, и уж, конечно, безупречно корректного, взвешивающего каждое слово. Терехин в такое представление не укладывался. Взглянув на него иной раз, можно было подумать: моряк-то вроде опытный, да нужна такому все время сдерживающая рука. Дай ему волю — окажется лихачом. Был Терехин весь на виду, как говорится, «душа нараспашку» и не пытался ничего скрывать. Не любил прятаться от начальства, и глаза его смотрели то с иронией, то с вызовом. Частенько он позволял себе отпускать замечания «не по чину». Иногда его поведение смахивало на откровенное бахвальство: не несет человек прямой ответственности за корабль, а рядит да судит о нем без учета собственного положения. Кто поближе знал Терехина, понимал, что эта манера идет от глубинной уверенности в своих силах. А тот, кто видел Терехина впервые, пожимал плечами: несолидно себя ведет флагманский минер! Но вот появилась необходимость сменить командира «М-173». Найти подходящего человека на такую должность не так-то просто. Тогда и решили попробовать Терехина — опытный ведь подводник! За полтора месяца самая невезучая лодка встала под командованием Терехина в один ряд с заслуженными кораблями». К концу лета 1942-го М-173 заслуженно считалась одной из лучших подводных лодок Северного флота. На ее счету значилось уже 5 потопленных немецких кораблей. После возвращения лодки из боевого похода с очередной победой главком адмирал Головко, узнав о деталях операции, наградил весь без исключения экипаж субмарины — от командира до последнего матроса.Для начала войны, когда ордена и медали давались более чем скупо, это был поистине беспрецедентный случай. Капитан-лейтенант Владимир Терехин, командовавший «Эмкой» лишь с февраля 42-го, менее чем за полгода стал кавалером сразу двух орденов — Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. Для него, уроженца далекого от морей-океанов Коврова это был поистине «звездный час»… На Терехина уже готовилось представление к званию Героя Советского Союза.
Ждали лишь очередной его победы — как повода для подачи бумаг в вышестоящие инстанции. В августе 1942-го М-173 вышла в очередной поход, который для лодки был 13-м по счету. Катера проводили субмарину вдаль от родных берегов. «Малютка», последний раз обменявшись сигналами с эскортом, погрузилась в холодную бездну. Больше М-173 и 21 члена ее экипажа никто никогда не видел ».