
Осадчий Семен Павлович
О ветеране рассказывает Лисина Наталья Юрьевна:
«Хочу вам рассказать о своем прадедушке, Осадчем Семене Павловиче (16.02.1908 — 25.02.1975). Он был доблестным фронтовиком, с почетом и храбростью прошел всю войну и с наградами вернулся домой.
Дедушка был призван на войну в феврале 1942 года, направлен в город Алма-Ату Казахской ССР, в 391-ю дивизию. Дома его ждали моя прапрабабушка, Ольга Афанасьевна, и трое его детей – Алла, Майя и Валентин.
Дедушка Семен часто писал своим родным с поля боя и рассказывал о том, что происходило на передовой в борьбе с жестоким врагом. Письма его всегда начинались со слов:
«Здравствуйте, мои милые Родные!
Сегодня 5 февраля 1942 года. Мы разгрузились на станции Горовастица, рядом с населенными пунктами Петровкой, Медово, что в районе города Холма.
С 13 февраля по 20 марта 1942 года мы провели 20 наступательных боев против немецко-фашистских формирований, превративших город Холм в сильно укрепленный узел сопротивления. Мы, бойцы, командиры и политработники 391-й дивизии, проявили высокую волю к победе, любовь и преданность к Родине. Самоотверженность личного состава в бою презрела смерть и поднимала дух каждого. Во время всех боевых операций за город Холм большое количество бойцов пало смертью храбрых. В боях мы потеряли 9315 человек, ранено было 6124 человека, пропало без вести 1015 человек. Несмотря на понесенные потери, наступательный дух наших частей не был сломлен, а все более подрос. В результате упорных боев мы заняли несколько кварталов в юго-восточной части города Холма.
26 марта 1942 года, получив боевой приказ, мы сосредоточились в районе поселков Афанасово, Александрово, Юрьино и Луг с задачей вести наступательные бои за поселки Гущино, Максимово и Скаруево. Численность дивизии к тому времени составляла 5757 человек. За период с 26 марта по 9 апреля 1942 года было проведено четыре наступательных боя, в результате которых нашими частями было разрушено 13 блиндажей, взорвано три склада врага с боеприпасами, уничтожено девять грузовиков, 500 немецких солдат и офицеров, сбито два вражеских самолета противника.
С 9 апреля по 23 апреля 1942 года по приказу командующего 3-й Ударной армии наша дивизия была оттянута с фронта для обустройства оборонительной полосы по рекам Ловать и Тудер.
23 апреля 391-я дивизия получила новый приказ — выступать по маршруту Морхово, Малая Ельня, Аполец, Марево, Большой Остров и сосредоточиться для боевых действий в районе Рыто-Хмеле. Марш составил общей сложностью 120 километров. Состав нашей дивизии совершил пеший ход в невероятно трудных условиях. Условия абсолютного бездорожья и крайне истощенного конного состава, неспособного выполнять функции тяговой силы. Бойцы по колено в грязи и воде вытаскивали орудия, минометы, несли на себе боеприпасы и провизию, прокладывая себе дорогу для быстрого сосредоточения в новом районе боевых действий.
1 мая 1942 года мы прибыли в район Рыто-Хмели, Избитово. В районе Избитово-3 — Березовец мы провели четыре наступательных боя. В этих боях нашими бойцами было подожжено 10 домов с закрепившимися там немцами, уничтожено 10 блиндажей, семь огневых точек, восемь ДЗОТов, две пулеметные точки и ранено около 400 немецких солдат и офицеров.
19 мая 1942 года мы вступили в очередной бой, форсировали реку Робья и начали наступление на противника в районе дороги Омычкино, Бяково, выполняя боевую задачу...»
Бои 391-й дивизии, где был мой прапрадедушка, под командованием полковника Коваленко продлились до 13 мая 1943 года. 391-я дивизия дошла до города Шотово на юго-востоке Барских Куликов, после ее сменила 7-я дивизия Ударной Армии и заняла их боевые позиции.
30 апреля 1943 года мой прадедушка Семен вернулся с фронта с приказом о награждении и сопроводительными документами.
Приказ по 1278-му стрелковому полку 391-й дивизии Северо-Западного фронта:
«Заместителя командира орудия батареи 76-мм пушек старшину Осадчего Семена Павловича, 1903 года рождения, наградить медалью «За отвагу». За то, что, находясь всегда в боевых расчетах на передовой линии, в нужный момент заменял наводчика. Находясь беспрерывно на протяжении 15 месяцев на фронте, четко выполнял все приказания командования. Будучи парторгом, вырастил и вовлек в партию десятки лучших бойцов и командиров, правильно вел воспитательную работу среди коммунистов, в последних февральско-мартовских боях находился в боевых расчетах на передовой линии, работал помощником командира орудия наводчика. Действуя решительно и смело, своим примером храбрости и мужества под сильным огнем противника воодушевлял бойцов и командиров, вел огонь по огневым точкам врага, направленный в орудийный расчет, находящийся на самом опасном и ответственном месте. Воодушевлял расчет своей смелостью».
Дедушка, спасибо тебе, родной! Я помню, я горжусь тобой!»