Ветераны великой отечественной войны

Катасонов
Иван
Григорьевич

О своем деде рассказывает Андреева (Рожновская) Ирина Васильевна: "Дедушка, капитан Катасонов Иван Григорьевич (34 года) прибыл в мае 1941 года в 130-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Белоруссия). Это был опытный лётчик, длительное время занимающийся подготовкой курсантов в военном училище. Назначили Катасонова заместителем командира авиаэскадрильи. 22 июня 1941 года полк в составе трёх девяток поднялся в воздух. В третьей девятке ведущим правого звена был самолёт замкомэска Катасонова, стрелком - радистом в его экипаже летел старшина Василий Жуков, штурманом - старший лейтенант Иван Моисеевич Коваль (это он рассказал о первых трёх днях далёкого 1941 писателю Е. Селеня для газеты "Маяк Коммунизма" от 19.04.1973г.). Правым ведомым у Катасонова был секретарь парторганизации эскадрильи лейтенант Павел Борисович Шахматов (о судьбе членов экипажа Шахматова рассказано в очерке "Не вернулись с боевого задания", опубликованном в этой же газете 26.12.1972г.). Перед полком стояла задача: нанести удар по крупной военной базе противника в районе города Бяла-Подляска. Каждой эскадрильи определялась конкретная цель. Вспоминает И.М.Коваль: "При перелёте границы южнее Бреста нас обстреляла зенитная артиллерия противника. Но вскоре зенитчики огонь прекратили и начались атаки истребителей "Ме-109". Однако они были отражены дружным огнём наших стрелков - радистов. И уже у самой цели мы подверглись опять сильному огню зенитной артиллерии. Несмотря на это, девятка в плотном строю по команде сбросила бомбы в цель. После первого боевого вылета на свой аэродром возвратились 7 наших бомбардировщиков из 27. При уходе от цели с правым разворотом были подожжены машины командира левого звена старшего лейтенанта Кловжи и левого крайнего ведомого лейтенанта Грязного... 23 июня лётчики 130-го СБАП готовились к очередному боевому вылету. При обсуждении первого вылета лейтенант Павел Васильевич Голубев говорил, что штурман при любых обстоятельствах должен вывести самолет на цель и поразить её. Этого правила он неукоснительно придерживался в каждом вылете - в район Алексина, под Калугой, Ржевом, Жиздрой, при ударе по станции Ельня и аэродрому Сеща - вплоть до дня его гибели в неравном бою летом 1943 года. 24 июня 1941 года во второй половине дня перед двумя звеньями бомбардировщиков стояла задача: нанести бомбовый удар по танкам и мотопехоте противника в направлении Кобрин в районе г. Берёзы. Второе звено повёл капитан Катасонов. Экипаж в том же составе - все коммунисты. После войны пришло письмо из Белоруссии, в нём какой-то крестьянин написал, что возле леса в начале войны упал сбитый советский самолёт. Членов его экипажа кто-то похоронил, а недалеко от места падения самолёта лежала тетрадь с автобиографией Катасонова. А вот точного адреса на письме не оказалось. Бабушка Татьяна Гавриловна Катасонова называла лишь деревню - Зовене."
Отправитель:
Андреева (Рожновская) Ирина Васильевна