Ветераны великой отечественной войны

Гордейко
Вера
Васильевна

О своей прабабушке рассказывает Банников Максим Алексеевич:
«У меня есть прабабушка, Гордейко (Зиновьева) Вера Васильевна. 16 ноября прошлого года мы праздновали ее 91-летие (она родилась в 1929 году). Моя прабабушка — ветеран труда и участник трудового фронта. Когда началась война, ей исполнилось одиннадцать лет. Все взрослые мужчины ушли на фронт, а в деревне остались только женщины и дети. На их плечи свалилась огромная ответственность — кормить фронт, а для этого надо было косить, пахать, сеять, молотить. И моя прабабушка с другими подростками научились все это делать. В школу первого сентября они уже не пошли — они собирали урожай.
Бабушка родилась в селе Кара-Елга в Татарстане. В семье было трое детей, она старшая. Отчима (Николая Емельяновича) сразу забрали на фронт.
Так как поля уже были засеяны, а всех мужчин забрали на фронт, в колхозы за урожаем отправили следить женщин и детей. Осенью, когда началась уборка, бабушка работала и в поле, и помогала женщинам-трактористкам. Пшеницу в больших снопах свозили к молотилкам и дети закидывали эти снопы. К вечеру вся одежда была изодрана, а ладони в кровавых мозолях.
Зимой прабабушка мыла полы, ухаживала за лошадьми, на которых летом они пахали землю. Она рассказывала, что лошади от голода падали на землю и работающим на пашне детям приходилось ставить их на ноги, толкая, чтоб вспахать землю. «Только поднимешь, а она опять упадет, за ней другая…»
Однажды ей пришлось самой сесть в кабину трактора и пахать поле. Прабабушка вспоминает: «Нас, подростков, прикрепили к взрослым женщинам, работающим на тракторах. Я работала с Анастасией Дмитриевной. Мы уже не первый день пахали это поле с утра до вечера и тётя Настя так устала, что уснула. Я не смогла её разбудить. Но норму выполнять надо! Тогда я залезла в кабину и завела трактор, чтобы допахать этот участок». Ей было тогда всего 12 лет. Это был очень тяжелый физический труд. Я не знаю смог бы я выдержать такую нагрузку.
Бабушка вспоминает это со слезами на глазах. Она рассказывает, что был страшный голод, не было хлеба, питались любой съедобной травой. Все зерно, собранное с полей, строго считалось и отправлялось на фронт. За воровство (даже горстки зерна) арестовывали. В это страшное время всем было трудно и на фронте, и в тылу.
Мама прабабушки работала везде, где можно, чтобы прокормить трех дочерей: и на тракторе, и в поле, и на сенокосе. Прабабушка, как старшая сестра, тоже помогала везде и во всем.
Однажды отчим с фронта прислал им деньги, которые очень долго копил. Пообещал еще, но уже не смог… Война забрала его у них. В 1943 году он пропал без вести на Ладожском озере под Ленинградом. Он был шофером и вывозил людей из города. В один из таких выездов его машина попала под бомбежку на Дороге Жизни. В деревню пришло извещение о том, что он пропал без вести. Мама прабабушки уехала из деревни, у неё не сохранилось ни писем, ни фотографий.
Они приехали в Пермь к родственникам и бабушка поступила в школу рабочей молодежи, пошла работать на завод, жила в общежитии. Рассказывает, что жили небогато, но очень дружно и радовались, что война закончилась.
14 лет прабабушка отработала на заводе им. Дзержинского, а потом до самой пенсии работала на электроприбором заводе. Её до сих пор часто приглашают на вечера встречи ветеранов. У неё замечательный характер, она никогда не ворчит, часто смеется, любит петь.
Я называю свою прабабушку «Верой». Часто бываю у неё в гостях. Больше всего мне нравится, когда мы всей семьёй живём на даче, где я впервые услышал её историю. Поскольку Вера плачет, когда это рассказывает, мне становится её жалко. Я стараюсь её успокоить, хотя сам понимаю, как ей и всей стране было тяжело. Вся моя семья старается не огорчать её и сделать её жизнь достойной и спокойной. Я её очень люблю.
На примере жизни моей бабушки прослеживается история нашего государства. Я рад, что живу рядом с очевидцем и участником истории нашей страны. Нельзя забывать историю, если мы хотим понять истоки настоящего: что было до нас, почему мы живем в такой стране, а не в другой, почему уклад России устроен именно так. Самым историческим потрясением 20-21 века была Великая Отечественная война. Именно поэтому правительство делает все, чтобы жертвы войны и победы в ней не стёрлись из людской памяти, у них не может быть срока давности».
Отправитель:
Банников Максим Алексеевич