Миронов Николай Константинович
О своем дедушке рассказывает Бобудаева Светлана Ивановна:
«Миронов Николай Константинович родился 23 сентября 1923 года. В селе Подлесная Тавла Кочкурвского района Мордовской АССР.
Когда ему исполнилось 6 лет, умерла мать. Семья Мироновых считалась зажиточной, хотя работников со стороны не имела. В 1930 году их раскулачили. Отобрали дом и все остальное. Отца посадили. Деда и его младшую сестру Анну приютил сосед – Чарин Филипп. У него было пятеро детей. Прокормить их было трудно. Николай и Анна пошли по селам побираться. Собранным они делились с семьей Чарина. Из школы Николая выгнали как сына кулака. В 1937 году отца деда освободили. Он купил домишко, собрал свою семью. Уже в 10 лет дед стал выходить в поле на колхозные работы.
В 1941 году началась война. Из села стали уходить на войну мужчины и молодые парни. В 1942 году принесли повестку и деду. Осенью в ноябре месяце, его и других парней собрали в городе Рузаевке, а оттуда повезли в Казань. Там формировалась часть и началась учебка. Она продолжалась до конца февраля 1942 года. А 28 февраля часть отправили на Калининский фронт. 3 марта 1942 часть участвовала в освобождении города Ржева. В дальнейшем его часть освобождала Смоленск. Во время освобождения города Ржева выступило мощное оружие – Катюша.
На фронте дед был пулеметчиком. В первом бою его ранило. Два месяца его лечили в санчасти. После выздоровления его отправили на третий Белорусский фронт. Освобождая, город Орш его ранило в грудь, а при освобождении города Витебска – в голову и в ногу. Хорошо помнит как брали в Белоруссии Высоту 183. Это была стратегическая Высота на реке Березине. При форсировании реки Березины весь расчет убило, а его ранило. До вечера пролежал под берегом. Ночью его нашли санитары. Самолетом отправили в город Орш, а затем в тыл в город Орехово – Зуево. После лечения комиссия признала его нестроевым. Осколки так и остались в колене. Его отправили в Московскую область. Станица Усад. Минометный склад. Из завода поступали снаряды для Катюш. Здесь их проверяли, упаковывали и отправляли на фронт. Конец войны встретил здесь же.
В 1945 году демобилизовали по указу «Имеющие 3 ранения». А он имел пять ранений. Миронов Николай Константинович награжден орденом Славы 3 степени, орденом Отечественной войны, медалями, в том числе медалью «Ветеран труда».
В наградном листе из рассекреченных архивов Минобороны под подписью генерал – майора Гладышева со слов командира полка подполковника П. А. Лансченко значится, что 1: Миронов Николай Константинович 2. Звание: красноармеец 3: Должность: командир расчета ст. пулемета, 1 пуль. роты, 1-го стрелкового батальона 852-го стрелкового полка 277-й Рословльской стрелковой дивизии представляется: ордену Славы 3 степени… В боях за населенный пункт. …В рк … 27 июня 44 года Чешинского района Витебской области, командуя расчетом станкового пулемета в решительной схватке с врагом выдвинулся под огнем противника на огневую позицию и проявив героизм интенсивным огнем расстрелял арьергардные группы противника. В результате этого боя было уничтожено 15 гитлеровцев. В этом бою товарищ Миронов был ранен.
Как рассказывал про этот бой сам дедушка, дело было так: после боя рота отдыхала в траншее. Приехала полевая кухня. Он взял котелок и пошел за кашей. Нечаянно поднял глаза и обомлел. По краю траншеи лежали немцы. Их было много. Откуда они взялись? Не поднимая головы глазами посмотрел вокруг. В шагах двух стоял пулемет. Сделал вид, что нагнулся к ноге, положил котелок на землю. Одним прыжком оказался у пулемета, и застрочил… При жизни дедушка много рассказывал о зверствах фашистов и плакал. Рассказывал о Герое Советского Союза Юрии Смирнове. Брали очень важную высоту. Была артподготовка. После пошли танки. Смирнов был десантником на танке. Но немцы отбросили наших воинов от высоты. Когда повторно взяли подножье высоты, то в блиндаже был найден Смирнов. Его фашисты пригвоздили к стене как Христа. Всю пехоту провели через это блиндаж. Столько злости появилось у солдат. Высота в этот день была взята. И вот еще: фашисты уже отступали. Ночью заходят Советские солдаты в деревню. Темно. Тишина. Даже собаки не лают. Вдруг в центре села вспыхнул дом и немцы уехали на мотоцикле. Подходят к узенькой речке и из-под моста выходит старая женщина. Она кинулась к командиру в ноги со словами: «Пани! Вы что делаете?! Опомнитесь, пожалуйста! Бог вас покарает!» Командир сказал ей, что мы свои. Тогда она велела быстрее бежать к горевшему дому. Всех стариков, женщин и детей фашисты собрали в этом доме и подожгли. Советские солдаты разобрали этот дом по бревнышкам. Всех спасли. Люди выходили из этого дома очумелые. Плакали, обнимали солдат.
Рассказывал и о гуманизме Советских солдат. При одном наступлении в деревне забежал в сарай. Там лежал фашистский солдат. Он был ранен. Жалкий такой, протягивает часы. Я, говорит, взял его оружие, не нужны мне часы. А этого солдата не тронул. Он был уже не опасен.
После мобилизации дед вернулся в свое родное село. Здесь встретил свою любовь – молодую девушку Марию. Всю жизнь он трудился на земле в родном колхозе, воспитал пятерых детей. Часто дед рассказывал о себе, о своих товарищах, о которых говорил со слезами на глазах. Умер Миронов Николай Константинович в 2006 году.
Вот такой путь прошел простой солдат Советской Армии мой дед Миронов Николай Константинович».