Ветераны великой отечественной войны
Белослудцев Валентин Николаевич

Белослудцев Валентин Николаевич

О своем дедушке рассказывает Колпакова Маргарита Сергеевна: ­
«Белослудцев Валентин Николаевич родился 5 февраля 1920 года в Кировской области Слободском районе деревне Пукач в семье крестьянина и сельской учительницы. В период с 1929 года по 1935 год окончил семилетку, а в период с 1936 года по 1940 год окончил Водный техникум в городе Великий Устюг, получив специальность штурмана.
После окончания техникума работал штурманом на пароходе Северного пароходства, откуда в июне 1940 года по комсомольскому набору был призван в Военно-морской флот. С июня 1940 года по апрель 1941 года на острове Соловецкий в учебном отряде Северного флота ВМФ окончил школу младших авиаспециалистов (ШМАС) по специальности стрелка-радиста самолета.
С апреля по сентябрь 1941 года проходил службу в 72-м смешанном авиаполку в ВВС Северного Флота (аэродром Ваенга 1 – теперь Североморск), в котором командиром авиаэскадрильи был известный летчик-истребитель Б. Сафонов. Там и встретил начало Великой Отечественной войны в качестве стрелка-радиста бомбардировщика СБ.
С сентября 1941 года до 31 декабря 1941 год в этом же качестве на самолете ЛИ-2 проходил службу в 33-м особом авиаотряде Гражданского воздушного флота, который был включен в состав Северного флота. Затем самостоятельно подготовился и сдал экзамены на должность авиационного штурмана (случай довольно редкий в истории). Позже авиаотряд был преобразован в особую авиагруппу, на базе которой был сформирован 5-й отдельный авиаполк Гражданского воздушного флота.
Летать приходилось много, часто за линию фронта. Доставляли партизанам оружие и боеприпасы, высаживали десант, наносили бомбовые удары по скоплению вражеских сил и технике. На самолетах ЛИ-2 выполнял также и ночные бомбардировки зимой глубоких тылов Финляндии. Часто задачи летчикам поступали лично от руководителя партизанского движения в Карелии Юрия Андропова. Кроме боевых полетов, полк выполнял полеты по перебазированию авиачастей, перевозке раненых, по связи и т.д.
В 1943 году в 5-й отдельный полк Гражданского воздушного флотаприбыл первый поступивший по лендлизу американский самолет С-47. На нем стал летать командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков. Он приказал сформировать из лучших специалистов полка экипаж. Выбор пал на летчика Г. Кашевича и штурмана В. Белослудцева. С того времени и до 1951 года Валентин Николаевич был штурманом экипажа маршала Мерецкова в составе Авиационной дивизии особого назначения на Карельском фронте и на Дальнем Востоке, и после, когда Мерецков командовал Московским и Беломорским (Северным) военными округами. В задачи экипажа входила перевозка высшего командования страны и выполнение особых поручений.
За время войны на Карельском и 1-м Дальневосточном фронтах выполнил 517 полетов, из них боевых около 200, в том числе 60 в глубокий тыл противника. Начал войну стрелком-радистом, окончил штурманом эскадрильи, пройдя этот путь в званиях от краснофлотца до старшего лейтенанта.
За время службы на Дальнем Востоке пришлось выполнять несколько скоростных перелетов с маршалом Советского Союза Мерецковым и командованием Тихоокеанского флота из Ворошилова Уссурийского в Москву и обратно (на парад Победы, перед началом боевых действий с Японией и после).
Эти перелеты выполнялись на самолете С-47 за 30-40 часов, включая четыре посадки на дозаправку топлива (на 40 мин – 1 час), что еще больше увеличивало нагрузку на экипаж. Полеты были рекордными для обычного транспортного самолета. По словам маршала Мерецкова, перелеты вызвали интерес у И.В. Сталина, который посоветовал хорошо отметить экипаж. За исключительную штурманскую подготовку Валентин Николаевич был тогда представлен к званию «Героя Советского Союза», наградной лист к которому и сейчас хранится в архивах Министерства обороны.
После войны Валентин Николаевич продолжил службу в ВВС, окончил штурманский факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии в Монино. После окончания был назначен штурманом полка дивизии особого назначения. Выполнял особо важные полеты с командованием вооруженных сил, ему посчастливилось не раз доставлять из Москвы на Байконур и обратно генерального конструктора Сергея Королева и первого космонавта Юрия Гагарина.
С 1962 до 1974 годы проходил службу в Военно-транспортной авиации в должности старшего инспектора-штурмана. Занимался переучиванием частей на новую реактивную технику, инспектированием, летал в Южную Америку, Перу, Бангладеш, куда доставлялась помощь населению, пострадавшему от землетрясения и наводнения.
После ухода из армии в запас в конце 1973 года в звании полковника, с января 1974 года по 1996 год Валентин Николаевич на преподавательской работе в Центре подготовки авиационных специалистов (ЦПАП) на аэродроме Шереметьево в ОАО «Аэрофлот – Международные воздушные авиалинии», где читал «Международное воздушное право» и «Особенности выполнения полетов по международным воздушным линиям» (использование английских и американских полетных карт и бортовых сборников-лоций фирмы Джепсен).
За это время подготовил к международным полетам более 2 000 летчиков, штурманов и б/радистов ОАО «Аэрофлот» и других авиакомпаний, военно-транспортной авиации и авиации ВМФ.
С 1996 по 2007 год преподавал на курсах повышения квалификации летного состава в Московском государственном техническом университете Гражданской авиации те же дисциплины, что и в Шереметьево, где прошли подготовку и летчики пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи».
В общей сложности прослужил в авиации 67 лет: 33 года на летной работе в военной авиации и 34 года на преподавательской – в гражданской авиации.
В 1988 году избран «Действительным членом Географического общества СССР» Академии наук СССР. Участвовал в ветеранской работе с летчиками ГВФ, ВТА и учащимися школ ст. Лобня в Музее Аэрофлота и в школе, где учатся правнуки.
Награжден 6 орденами: орден Красное знамя (за бомбежку Иоэнсу, о чем писала газета 7 ВА); Отечественной войны I ст. (за другие вылеты); Отечественной войны II ст.; тремя орденами Красной Звезды (два из них за полеты к партизанам и за сбитый финский самолет во время одного из полетов); и медалями: «За боевые заслуги»; «Партизану Отечественной войны» II ст.; «За оборону Советского Заполярья»; «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; «За победу над Японией»; «Ветеран Вооруженных сил» и другие (более 20). Министром транспорта Российской Федерации награжден нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота».
5 февраля 2018 года Валентину Николаевичу исполнилось 98 лет! 23 мая 2018 года он скончался».

Отправитель:
Колпакова Маргарита Сергеевна Связаться с отправителем