Ветераны великой отечественной войны

Осипов
Терентий
Андреевич

О своем дедушке рассказывает Гоголина Наталья Валентиновна:
«Хочется рассказать историю Осипова Терентия Андреевича.
Наступил 2020 год — год семидесятипятилетия Победы наших народов в Великой Отечественной войне. Чем дальше уходит время и отдаляются события героических дней и тяжких испытаний, выпавших на долю наших соотечественников, тем зримее становятся картины как величия человеческого духа, так и неисчислимых потерь — материальных и нравственных. Их нельзя забыть и ничем нельзя оправдать. После окончания войны домой не вернулся один из солдат Красной Армии — отец моей маленькой мамы. Безграничная любовь жены бойца не позволила смириться с потерей — сколько лет бабушка прожила без супруга, столько лет искала его и ждала.
Начиналось все на Псковщине, где встретились после окончания учебы два молодых специалиста — учитель Терентий и медицинская сестра Зина, полюбили друг друга, образовалась семья.
У Осиповой Агриппины Ивановны, проживавшей в городе Пустошка Калининской (ныне Псковской) области, было четверо сыновей: Василий, Терентий, Леонид, Иван. Осипов Василий Андреевич ушел в Красную Армию по призыву и начал свой военный путь в сражениях Советско-финской войны в 1939-1940 годы и Великой Отечественной войны, по завершении которой принимал участие в Параде Победы на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года (выбрасывал фашистские штандарты к Мавзолею), затем воевал с милитаристской Японией, после чего вернулся на Родину. Материалы о его военном пути и боевых наградах хранятся в Краеведческом музее города Великие Луки.
Родной брат Василия, Осипов Терентий Андреевич, который родился в 1919 году, учительствовал в городе Пустошка, имел бронь, но в феврале 1940 года попросился в ряды РККА добровольцем. Дома у него осталась беременная жена Кононова Зинаида Ивановна, которая в то время работала операционной медсестрой больницы деревни Щукино. Уходя на финскую кампанию, Терентий взял с собой карманный словарик немецкого языка, ведь понимал, откуда исходит новая угроза миру, Родине… До начала Великой Отечественной войны красноармеец Осипов служил в 3-м батальоне 705-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии, базировавшейся в белорусском городе Жлобин — такая запись сохранилась на фотографии, датированной 25 апреля 1940 года. Запись сделана рукой Зинаиды, которая ездила навещать мужа. Это была их последняя встреча.
Вскоре город Пустошка (в те годы это была Калининская область, в 1944 году стала Великолукская, а с 1957 года и до сего дня уже Псковская область) был захвачен немцами. Зинаиде Ивановне с маленькой дочерью Ларисой пришлось перенести все тяготы и лишения фашистской оккупации (бомбежки, пожары, голод, издевательства в немецкой комендатуре после доноса о связи с партизанами). Моя мама, Лариса Терентьевна, до сего дня не в силах забыть бесконечные воздушные налеты, во время которых они с мамой прятались в сугробах в лесу до самой поздней ночи... С тех самых пор и болят ее бедные ножки. Мой отец, Валентин Нилович, плачет, вспоминая концлагерь Равенсбрюк, куда он попал малышом (один, без мамы, братьев и сестры), и где каждый день у маленьких доноров брали кровь из вены. Всего в период с 1943 года по 1945 год в концлагере находилось от 863 детей до 881 ребенка в возрасте от двух до 16 лет, представлявших 18 наций. Из них выжило всего около 100 детей.
По окончании войны Кононова З. И. проводила противоэпидемические мероприятия по предотвращению малярии, тифа, дизентерии, работала заведующей Лукинским фельдшерским акушерским пунктом, в Пустошкинской городской больнице старшей медицинской сестрой, а затем медицинской сестрой по физиотерапии. Проживала Зинаида Ивановна в городе Пустошка по улице Лазарева (Новая) дом 20.
Нелегко было и после освобождения. Город разрушен, голодно, да еще и отголоски войны — однажды подросток был ранен снарядом, не разорвавшимся во время боевых действий, и Зинаида Ивановна упросила начальника железнодорожной станции города Пустошка с проходящим составом отправить его в госпиталь, который располагался в городе Нелидово. Подобных случаев было много, о них бабуля никогда не рассказывала, но люди, которые ее еще помнят, до сих пор вспоминают с благодарностью. Она вообще всю свою жизнь прожила по божеским законам, хотя и называла себя атеисткой.
Жена фронтовика начала поиски мужа сразу же после окончания войны. 22 января 1946 года она получила извещение №6022008 о том, что Осипов Т. А. значится пропавшим без вести 6 апреля 1944 года.
Все годы после Победы в различные инстанции шли запросы с просьбой помочь отыскать следы Осипова Терентия Андреевича. Ответ отовсюду приходил один — в списках убитых и умерших от ран Осипов Т. А. не значится. Может, тяжелораненым попал в плен? Запрос пошел в ФРГ, в Службу розыска Красного Креста. Однако и там не было никаких данных.
Со временем к поискам подключились мы — дочь и внучка фронтовика. Обращались в архивы, к ветеранам, в редакции газет — безрезультатно...
9 мая 2014 года я, Наталья Гоголина (внучка Осипова Т.А.), вместе с мамой Ларисой Зверевой (дочерью Осипова Т.А.) с портретами Осипова Терентия Андреевича и Осипова Василия Андреевича приняли участие в акции «Бессмертный полк», проходившей в городе Сестрорецк (курортный район Санкт-Петербурга), где мы проживаем. После торжественного митинга и молебна о погибших воинах на братском кладбище по традиции возложили цветы на могилу красноармейца — однофамильца дедушки. После этого зашли на гражданское кладбище на могилу к бабушке, где всегда, даже в хмурую питерскую погоду, проглядывает лучик солнца, часто прилетает белая голубка. Этот день выдался солнечным, и вдруг появились 2 голубя — белый и сизый, словно встретились наконец две любящие души!
После ответа военного комиссариата Невельского, Пустошкинского и Усвятского районов, направившего поиски в сторону партизанского движения, мы обратились с запросом в Национальный архив Республики Беларусь и 29 июня 2014 года, и в День партизан и подпольщиков (памятная дата в России, которая отмечается, начиная с 2010 года), получили справку из НАРБ, в которой сообщалось, что Осипов Терентий Андреевич был рядовым партизаном отряда им. Л. М. Доватора 64-й бригады имени В. П. Чкалова Минской области. Терентий Андреевич погиб в бою, место захоронения — Любанский район, деревня Живунь.
Согласно документальным данным Российского государственного военного архива в Москве, 121-я стрелковая дивизия, в составе которой встретил войну Осипов Т. А., была сформирована в сентябре 1939 года в Белорусском Особом военном округе с местом дислокации в районе города Могилева. В сентябре-октябре 1939 года дивизия участвовала в походе Красной Армии в Западную Беларусь, в июне 1940 года — в походе в Прибалтику. Некоторые ее части были привлечены к боевым действиям в ходе советско-финской войны. В августе 1940 года 121-я дивизия вошла в состав 47-го стрелкового корпуса, управление которого располагалось в городе Бобруйске Могилевской области (корпус начал формироваться в августе 1939 года на территории Калининского военного округа, но в 1940 году, в связи с ликвидацией этого округа, был переведен в Беларусь и номинально включен в состав 13-й армии, которая находилась еще в стадии формирования).
По состоянию на 22 июня 1941 года 121-я дивизия 47-го стрелкового корпуса 13-й армии дислоцировалась в Западном Особом военном округе (бывшем Белорусском Особом), в городе Бобруйске, кроме двух полков, стоявших в Гомельской области. Одним из них был 705-й стрелковый, располагавшийся в городе Жлобин. На момент окончания войны полное наименование было следующим — 121-я стрелковая Рыльско-Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия. Одно из почетных наименований дивизия получила по названию города Рыльск Курской области.
15 июня 1941 года из-за усиления военной опасности со стороны Германии и с целью повышения боевой готовности войск в Западном округе началась передислокация всех глубинных дивизий и управлений стрелковых корпусов в лагеря на территории приграничных районов. 121-я дивизия полным составом, включая 705-й полк, перебазировалась в район деревни Обуз-Лесная тогдашней Барановичской области (ныне Барановичского района Брестской области), где ее и застала война.
121-ю дивизию постигла трагическая судьба всех других воинских соединений и частей Западного округа (Западного фронта), которые подверглись первому удару врага в приграничных районах БССР. В ночь на 24 июня 1941 года дивизия двинулась в район города Волковыска Белостокской (ныне Гродненской) области, но быстрое наступление противника не позволило выполнить эту задачу, и к утру 25 июня воинское подразделение сосредоточилось на рубеже реки Щара в районе города Слоним Барановичской (ныне Гродненской) области, где советские войска попытались организовать рубеж обороны. Однако он продержался недолго. 121-я дивизия была оттеснена в район Барановичей, где попала под удар немецкой 17-й танковой дивизии и была разделена на две части, которые затем действовали по отдельности. Меньшая часть отступила к Бобруйску, где вошла в состав сводного отряда 47-го стрелкового корпуса. Управление дивизии было направлено в Гомель, затем в город Новозыбков Брянской области, где 8 июля 1941 года началось формирование нового состава подразделения.
Большая часть 121-й дивизии, вырвавшись из окружения с большими потерями, отступила в район города Слуцка Минской области, некоторое время скрывалась в лесах, но 6 августа 1941 года решительно атаковала немецкий пехотный батальон восточнее Слуцка, прорвалась к деревне Языль Стародорожского района Минской области, однако дальше продвинуться не смогла и опять скрылась в лесах. Затем было еще несколько попыток прорваться за линию фронта, но 11 августа остатки дивизии были частично уничтожены, частично пленены немцами либо рассеяны по лесам — удалось выйти из окружения только небольшим группам.
Таким образом, Терентий Андреевич, скорее всего, находился в составе именно большей части дивизии и был среди тех бойцов и командиров, которые, не сумев вырваться из окружения, перешли к партизанским методам борьбы на оккупированной территории Беларуси. Отряд имени Л. М. Доватора, в котором сражался Т. А. Осипов, как раз и был организован на территории Любанского района Минской области из группы военнослужащих-окруженцев и партийно-советского актива района. В январе 1943 года отряд вошёл в состав 64-й партизанской бригады имени В. П. Чкалова, действовавшей в Любанском, Слуцком, Стародорожском и Старобинском (ныне в составе Любанского) районах Минской области.
Если рассуждать о дальнейшей судьбе Терентия, пропавшего без вести 6 апреля 1944 года, то вполне вероятно, что он погиб во время тяжелых боев с карателями, пытавшимися блокировать партизанские формирования Любанско-Октябрьской партизанской зоны, в том числе 64-ю бригаду имени В. П. Чкалова. Эти бои, в ходе которых партизаны понесли большие потери, продолжались с начала до середины апреля 1944 года. Именно в апреле 1944 года гитлеровские войска окружили в белорусских болотах партизанскую бригаду имени В. П. Чкалова. В ее рядах сражалось более тысячи бойцов, но немцы значительно превосходили их как числом, так и вооружением. После кровопролитных сражений кольцо блокады наши воины все же прорвали, но на месте боев осталось множество партизанских могил. Одна из них появилась и возле деревни Живунь…
Недалеко от деревни, на острове Зыслов Любанского района, затерянном среди болот, находился штаб партизанского соединения Минской области. Здесь, в глубоком тылу врага, люди жили, как и до войны: выходили советские газеты, работала школа, садились самолеты, доставляя с «большой земли» оружие, боеприпасы, медикаменты… За все время фашистской оккупации вражеская нога так и не ступила в Зыслов, как и во многие другие места этого Полесского края. Но доставалась эта свобода, увы, дорогой ценой…
Когда спустя два десятилетия после Победы в Любанском районе на территории мемориального комплекса «Остров Зыслов» решили перезахоронить останки воинов и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны, пришлось вскрыть 290 захоронений. На кладбище деревни Живунь к тому времени сохранилась только фамилия погибшего в тех местах партизана — Осипов. Ее (без инициалов, без имени и отчества) и выбили на надгробной плите, которая легла на братскую могилу мемориального комплекса…
Как только получили справку, тут же засобирались в дорогу. Заказали фотомедальон из керамики, чтобы прикрепить на памятник родному человеку, которого, увы, знаем только по рассказам старших… В Любани меня, мужа, маму и отца встретили тепло и радушно. Глава администрации района Олег Головчиц тут же отдал необходимые распоряжения. Военный комиссар подполковник Сергей Гордейко предоставил паспорта воинских захоронений. В них значился только один погибший с фамилией Осипов — тот, что похоронен в Живуни. Старожил деревни Зоя Трубач показала на кладбище место, откуда останки партизана Осипова перенесли на мемориальный комплекс. Никаких деталей его гибели сообщить не смогла — слишком мала была тогда.
Сомнений не оставалось — на легендарном Зыслове покоится солдат Великой Отечественной войны, Терентий Андреевич Осипов. Мы зажгли возле памятной плиты лампадку, поставили корзину цветов. На месте отсутствующих на плите мемориала имени и отчества партизана Осипова оставили фотомедальон. С братской могилы взяли горсть земли, чтобы положить на могилу жены красноармейца...
В местном музее народной славы главный хранитель фондов Валентина Тимофиевич в деталях обрисовала картину давно минувших лет и вручила нам книгу «Память», значительная часть материалов которой посвящена всенародной борьбе с фашистскими захватчиками. В частности, в ней содержатся списки партизан, захороненных на Мемориальном комплексе Зыслов. Были записаны адреса людей, которые в дальнейшем, возможно, смогут рассказать что-то о последних годах и днях жизни отца и дедушки.
Поиск продолжается…
P. S. 1) В марте 2015 года красноармеец Осипов Терентий Андреевич зарегистрирован на сайте «Бессмертный полк» http://moypolk.ru/soldiers/osipov-terentiy-andreevich/photos.
2) В автоматизированном банке данных «Книга памяти» Республики Беларусь есть персональная карта погибшего Осипова Т.А.
3) К 70-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками на памятной плите были выбиты инициалы солдата и партизана Т. А. Осипова.
Зинаида Ивановна всю жизнь прожила с верой в чудо — в то, что обязательно наступит тот день, когда муж вернется. Ее нет с нами с 2003 года. Большое спасибо моей благородной, умной и преданной бабушке за память и веру, которые вернули из небытия еще одно имя верного присяге защитника Родины!

Персональная карта погибшего:
Воинское звание — партизан;
Фамилия — Осипов;
Имя — Терентий;
Отчество — Андреевич;
Год рождения — 1919;
Национальность — русский;
Место рождения — Россия, Тверская область, Невельский район, Мартыново;
Дополнительная информация — призван Пустошинским РВК в 1940 году;
Жена — Кононова Зинаида Ивановна, мать — Осипова Агриппина Ивановна;
Место жительства до призыва — деревня Щукино Пустошинского района Калининской (Тверской) области;
Место работы — Щукинская начальная школа, учитель географии;
Место призыва — Россия, Тверская область, Пустошинский район, военкомат— Пустошинский РВК;
Место службы — партизанский отряд имени Л.М.Доватора;
Должность — партизан;
Дата гибели — не известно;
Причина гибели — погиб в бою;
Категория погибшего — участник сопротивления;
Номер захоронения — 1538;
Место захоронения — Беларусь, Минская область, Любанский район, остров Зыслов;
Дополнительная информация о месте захоронения — по документам архивного фонда «Белорусский штаб партизанского движения» — Осипов Терентий Андреевич числился (с какого по какое — не указано) рядовым партизаном отряда имени Л.М.Доватора 64-й бригады имени В.П.Чкалова Минской области. Погиб в бою (в списке без даты). Место захоронения — Любанский район деревня Живунь. Основание — ф.1405, оп.1, д.308, л.69;
Место нахождения документов — НАРБ;
Источник информации — по данным РИК и РВК».



Отправитель:
Гоголина Наталья Валентиновна