Ветераны великой отечественной войны

Рычкова
Анисья
Федоровна

О своей прабабушке рассказывает Степанова Елизавета Юрьевна:
«Я родилась в 2003 году, и в этом же году 19 мая не стало моей прабабушки Рычковой Анисьи Федоровны, ветерана Великой Отечественной войны. Она-то успела со мной познакомиться, а я —  нет. Только моя мама Степанова О. В. и бабушка Бадикова А. И. могли рассказать о ней. От них я узнала, что прабабушка была на войне прожектористкой. Началась война… Из села сначала уходили мужчины. Ушел и больше не вернулся отец, брат. В ноябре 1942 призвали и Анисью. Чтобы чуть полнее представить, как воевала прабабушка, будучи прожектористкой, я воспользовалась ресурсами интернет, ссылки на которые я обязательно укажу в дальнейшем. Оказывается, прожекторные войска — это специальные войска, предназначенные для обеспечения боевых действий зенитной артиллерии и истребительной авиации в ночных условиях. Основу вооружения прожекторных войск составляли зенитные прожекторы, станции искатели (прожекторы, синхронно сопряженные со звукоулавливателями) и сопроводители. Прожекторный расчет состоял, как правило, из шести человек: командир отделения, шофер, электрик, связист, 1-й номер — поиск самолета, 2-й номер — управление вольтовой дугой. Рычковой А. Ф. довелось быть электриком. (из приказа о награждении)

Из воспоминаний Бурмистровой Виталии Павловны, политработника, комсорга 43-го прожекторного полка: «Осенью 1942 года в полк прибывает новое пополнение девушек. Все они из Саратовской области. В январе они принимают воинскую присягу. Мы принимали полгода назад. Только полгода, но каких... Курсы молодого бойца они проходят на КП взводов. Для красноармейцев-девушек организуются курсы водителей. Именно они будут давать напряжение на прожекторы на Кюстринском плацдарме». Первый бой, моя прабабушка запомнила на всю жизнь и описывала так: «... Огонь, грохот орудий, черные тучи пепла, земли взрывались рядом, рядом же бежали девчонки, с перекошенным от ужаса лицом, разорванные тела, все отупляло сознание и было ощущение какой-то нереальности происходящего рядом кошмара. Многие девчонки тогда умерли не от ран, а от разрыва сердца…»

Из рассказов моей бабушки Бадиковой А. И: «Их перебрасывали с одной позиции на другую. Переправляясь на машинах, которые перевозили прожекторы, ящики с боеприпасами попадали под обстрел или бомбардировку немецкими самолетами. Как-то раз ее машина попала под такой обстрел и стала заваливаться на бок. Ее придавило так сильно, что она потеряла сознание, и ее приняли за мертвую. После бомбежки все стали наскоро хоронить погибших и ее, в том числе. Только одна из ее подруг тогда вступилась, не соглашалась хоронить со всеми вместе, а попросила довезти до места назначения и похоронить по-человечески. Ее погрузили на машину, а в пути ветерок обдул лицо, и она очнулась, потихоньку зашевелились руки и ноги. Так в очередной раз ей судьба дала еще шанс».

В войну случалось разное. Из рассказов моей мамы Степановой О. В.: «Приходилось ей скрываться со своим батальоном в лесу. Жили в землянках, кормили тогда плохо. И вот опять счастливая случайность: забрела к ним в лес корова. Держать ее при штабе было нельзя, и девчата приняли решение ее зарезать. Но никто, даже из немногих отважных мужчин не знал, как это сделать. Тогда Анисья, будучи деревенской девушкой и не раз видевшая, как это делали мужчины в колхозе, размахнулась и изо всех сил ударила обухом топора ей между глаз. Долго еще потом они ели соленое мясо, которым заполнили все емкости, которые только были в землянках».

Приходилось Анисье Федоровне бывать и в разведке. Моя мама спрашивала ее: «Страшно было?» Она отвечала: «Конечно! Как ни страшно! Но был приказ, и мы шли! Идешь по лесу, тихо, только слышно как стучат сапоги. Тогда я сняла их совсем и так босиком шла. Услышав впереди немецкую речь, я спряталась, залегла в кустах, и мимо прошли двое немецких солдат». Таким образом, она обнаружила расположение немецких войск и, сообщив об этом в штаб, получила благодарность. По рассказам бабушки, Анисья Федоровна прошла всю Россию и дошла до Берлина. Моя прабабушка тоже вспоминала, как они были в Польше. Тесно общались с местным населением. Она выучила много польских слов. А в одном из домов, хозяин предложил им доить его корову. Только Анисья умела это делать и согласилась. Взамен он давал им молоко, угощал помидорами, которые были огромных размеров. Только там Анисья увидела и поразилась тому, как поляки ухаживали за усадьбой, устанавливали поливочные трубы между рядов, засаженных томатами, зеленью. Ведь в деревне она как и все тогда, носила ведра на коромысле из реки да из колодца. Из воспоминаний Бадиковой А. И.: «Мама вспоминала, как она встретила известие о Победе вместе с другими девушками. Неимоверная радость охватила их, и они на радостях стали палить из всех орудий в воздух до последнего патрона в них. Их первыми должны были эвакуировать в Москву, где их ждали как победителей. В их честь поезд был весь украшен цветами, какие только можно было найти тогда. И вот они в пути. А по приезду они узнали, что в дороге был изменен маршрут, и это спасло их поезд от гибели, так как товарный поезд, который следовал по их пути, был взорван. Опять судьба давала ей шанс на жизнь».

Да, шанс на жизнь долгую, но трудную. Она вернулась домой, ее встретила мама, еще молодая, но уже слабая здоровьем. Беспокоило сердце. Ведь сколько пережила! Смерть мужа, сына, младшей дочери Анны и ее детей (своих внуков). Увидев Онечку, в медалях, улыбающуюся, она не выдержала, упала в обморок. Только год пожила она с ней, и Анисья осталась одна с безногим дедушкой Гришей, который тоже жил в их семье. В село вернулся молодой красивый парень Иван Бутусов, посватался к ней. В первый же год у них родилась дочка Анна, названная в честь младшей сестры. Но и тут не суждено было сбыться счастью. У Ивана открылась язва. В очередной раз, вернувшись с поля, он почувствовал себя очень плохо и в течение нескольких часов умер. Моей бабушке было тогда три месяца от роду. С тех пор Анисья Федоровна больше не вышла замуж ни разу. Она работала наравне с мужчинами, косила в поле, убирала хлеб. Работала кладовщицей на продовольственном складе, растила дочь. Солдатская форма, тяжелые физические нагрузки, армейская дисциплина, мужское окружение, кровь, смерть, ежеминутная опасность и вечно преследующий, но скрываемый страх — все это является нелегким испытанием для женщины. Все это закалило характер моей прабабушки. Она не боялась самой тяжелой работы и выполняла ек самоотверженно... Я горжусь своей прабабушкой и никогда не забуду ее подвиги и подвиги всех, кто жертвовал собой ради светлого будущего...

Моей прабабушке, фронтовичке-прожектористке, Рычковой Анисье Федоровне посвящается:

Мне в наследство осталась лишь память,
Как горда я и как мне горько,
Как мне трудно всегда представить
Как смогла Ты выдержать столько.

Говорят о войне великой,
Вспоминают Тебя родные,
И летят журавлиным клином
Мимо нас те года роковые.

И в кино и в военных рассказах
Узнаю я порой, что не ново.
Жизнь другая правнукам досталась,
И все дальше война, но снова,

Снова мы ее вспоминаем,
Вновь идем на могилу с поклоном,
Чтим, гордимся, скорбим и мечтаем,
Чтоб война не случилась снова.

Мне в наследство осталась лишь память,
И все дальше столетья лихие,
Но Тебя по рассказам могу я представить
И Тебе посвящаю стихи я».
Отправитель:
Степанова Елизавета Юрьевна