Гопкало
Иван
Григорьевич
О ветеране рассказывает Гопкало Леонид Иванович:
«Гопкало Иван Григорьевич. Годы жизни: 1921–2005. Морской летчик-истребитель, участник боевых действий Великой Отечественной войны с июня 1941 года по май 1945 года. В первые дни Великой Отечественной войны, после окончания Ейского авиационного училища летчиков был откомандирован в 43-й истребительный полк под Одессу на самолете И-15, а уже в июле 1941 года перебазировались в Саки, Бельбек. Прикрывали с воздуха города Одессу, Севастополь и корабли Черноморского флота. В августе первого года войны откомандирован служить на Краснознаменный Балтийский флот уже старшим летчиком на самолете И-15 в составе 10-го истребительного полка, который защищал с воздуха Волховскую гидроэлектростанцию, корабли Ладожской военной флотилии. В день приходилось вылетать на задание по пять–шесть раз. 1 сентября 1941 года шестью самолетами И-15 с бомбами и реактивными снарядами в Ладожском озере потопили финскую подводную лодку. Экипаж лодки был взят в плен нашими моряками. В сентябре 1941 года был блокирован Ленинград, полк получил боевую задачу прикрывать с воздуха «Дорогу жизни». Здесь в октябре 1941 года впервые сбил в лобовой атаке самолет противника «Мессершмитт-109». В январе 1944 года после снятия блокады Ленинграда Краснознаменный 10-й гвардейский авиаполк был перебазирован в Липово и прикрывал линию фронта по реке Нарва и корабли в Балтийском море. Здесь вовремя воздушного боя отказал мотор и самолет ведущего Гопкало И.Г. скользнув по воде выскочил на льдину. Сигнал бедствия не был принят, сигнальные ракеты бесполезны. Поиски самолета не увенчались успехом. Гопкало И.Г. решил иди к своим до берега по его расчетам около 40 км. Только на четвертые сутки вынужденного дрейфа в ледяной Ладоге, обессиленного, в заледеневшем комбинезоне и потерявшего сознание в трех километрах от берега его нашли наши пограничники. 19 апреля 1944 года командование полка за храбрость и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками сделало представление о представлении гвардии капитана Гопкало И.Г. высокого звания Героя Советского Союза. Звание не было присвоено. Полк продолжал громить врага на суше, на море и в воздушных боях. Участвовал в освобождении городов Прибалтики: Таллина, Пярну, Риги, Либавы, Кенигсберга. День Победы встретил в городе Пилау (Балтийск), где ранее базировалась школа подготовки немецких летчиков. Прикрывал с воздуха города Одессу, Севастополь и корабли Черноморского флота в море. Затем в составе ВВС Краснознаменного Балтийского флота на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах в паре, звеном и в эскадрилье совершил 361-й боевой вылет. Защищал город-герой Ленинград в 900-дневной блокаде, корабли и базы флота, Влоховскую гидроэлектростанцию и «Дорогу жизни», был ранен. Сбил 19 самолетов противника, в групповых вылетах потоплены 12 вражеских катеров и финская подводная лодка в Ладожском озере. Не потерял ни одного летчика из ведомых и ведущих. Награжден орденами Красного знамени (трижды), Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1 степени, Богдана Хмельницкого, 21 медалью. В 1951 году откомандирован во Владивосток заместителем командующего ВВС флота. Участвовал в боях на стороне Северной Кореи, будучи инструктором у северокорейских летчиков и наглядно демонстрировал, как надо сбивать вражеские самолеты. В 1954 году году был подготовлен летчик второго класса П.Р. Попович, которому была дана путевка в космонавты. После увольнения с военной службы работал во Всесоюзном Научно-исследовательском трубном институте города Днепропетровска. Был председателем совета ветеранов института, членом президиума совета ветеранов Жовтневого района города Днепропетровска».
«Гопкало Иван Григорьевич. Годы жизни: 1921–2005. Морской летчик-истребитель, участник боевых действий Великой Отечественной войны с июня 1941 года по май 1945 года. В первые дни Великой Отечественной войны, после окончания Ейского авиационного училища летчиков был откомандирован в 43-й истребительный полк под Одессу на самолете И-15, а уже в июле 1941 года перебазировались в Саки, Бельбек. Прикрывали с воздуха города Одессу, Севастополь и корабли Черноморского флота. В августе первого года войны откомандирован служить на Краснознаменный Балтийский флот уже старшим летчиком на самолете И-15 в составе 10-го истребительного полка, который защищал с воздуха Волховскую гидроэлектростанцию, корабли Ладожской военной флотилии. В день приходилось вылетать на задание по пять–шесть раз. 1 сентября 1941 года шестью самолетами И-15 с бомбами и реактивными снарядами в Ладожском озере потопили финскую подводную лодку. Экипаж лодки был взят в плен нашими моряками. В сентябре 1941 года был блокирован Ленинград, полк получил боевую задачу прикрывать с воздуха «Дорогу жизни». Здесь в октябре 1941 года впервые сбил в лобовой атаке самолет противника «Мессершмитт-109». В январе 1944 года после снятия блокады Ленинграда Краснознаменный 10-й гвардейский авиаполк был перебазирован в Липово и прикрывал линию фронта по реке Нарва и корабли в Балтийском море. Здесь вовремя воздушного боя отказал мотор и самолет ведущего Гопкало И.Г. скользнув по воде выскочил на льдину. Сигнал бедствия не был принят, сигнальные ракеты бесполезны. Поиски самолета не увенчались успехом. Гопкало И.Г. решил иди к своим до берега по его расчетам около 40 км. Только на четвертые сутки вынужденного дрейфа в ледяной Ладоге, обессиленного, в заледеневшем комбинезоне и потерявшего сознание в трех километрах от берега его нашли наши пограничники. 19 апреля 1944 года командование полка за храбрость и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками сделало представление о представлении гвардии капитана Гопкало И.Г. высокого звания Героя Советского Союза. Звание не было присвоено. Полк продолжал громить врага на суше, на море и в воздушных боях. Участвовал в освобождении городов Прибалтики: Таллина, Пярну, Риги, Либавы, Кенигсберга. День Победы встретил в городе Пилау (Балтийск), где ранее базировалась школа подготовки немецких летчиков. Прикрывал с воздуха города Одессу, Севастополь и корабли Черноморского флота в море. Затем в составе ВВС Краснознаменного Балтийского флота на Ленинградском, Волховском и Карельском фронтах в паре, звеном и в эскадрилье совершил 361-й боевой вылет. Защищал город-герой Ленинград в 900-дневной блокаде, корабли и базы флота, Влоховскую гидроэлектростанцию и «Дорогу жизни», был ранен. Сбил 19 самолетов противника, в групповых вылетах потоплены 12 вражеских катеров и финская подводная лодка в Ладожском озере. Не потерял ни одного летчика из ведомых и ведущих. Награжден орденами Красного знамени (трижды), Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1 степени, Богдана Хмельницкого, 21 медалью. В 1951 году откомандирован во Владивосток заместителем командующего ВВС флота. Участвовал в боях на стороне Северной Кореи, будучи инструктором у северокорейских летчиков и наглядно демонстрировал, как надо сбивать вражеские самолеты. В 1954 году году был подготовлен летчик второго класса П.Р. Попович, которому была дана путевка в космонавты. После увольнения с военной службы работал во Всесоюзном Научно-исследовательском трубном институте города Днепропетровска. Был председателем совета ветеранов института, членом президиума совета ветеранов Жовтневого района города Днепропетровска».
Отправитель:
Гопкало Леонид Иванович