Ветераны великой отечественной войны

Новиков
Кирилл
Степанович

О своем родственнике рассказывает Галина Трошина:
«Мой двоюродный дед, Новиков Кирилл Степанович (1924-2017), был младшим из четырех братьев, воевавших на Великой Отечественной войне. В 1942 году был мобилизован на фронт Кемеровским райвоенкоматом. «Гвардии старший сержант Новиков Кирилл Степанович – в РККА с 1942 года, с марта 1943 года по 20 июля 1943 года участвует в боях в составе 227-го Гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии на Южном фронте» (из наградного листа).
В мае 2016 года я записала его воспоминания: «Могу рассказать, за что получил медаль «За боевые заслуги». Меня и двух солдат отправили в разведку с заданием добыть «языка». Наши окопы были довольно близко от расположения немцев. Ночью мы доползли до ближайшего немецкого окопа, обнаружили в нем нескольких солдат. Они от неожиданности растерялись, а мы сразу же уничтожили их (пристрелили) и направились в блиндаж. Почему немцы, которые сидели внутри, не слышали наших выстрелов, мы так и не поняли. Наверное, посчитали, что стрельба идет на линии фронта. Врываюсь с одним солдатом в блиндаж, а в нем сидят два немца и шнапс пьют. Наставили мы на них автоматы: «Хэнде хох!»,. А они глаза вытаращили и понять не могут – откуда мы тут взялись. Потом потихоньку стали руки поднимать. По нашему требованию выложили оружие на стол, мой товарищ это оружие забрал. Доставили их в штаб, они дали показания, как оказалось, ценные. И наши войска смогли использовать их, планируя наступление. Пришли из центра бумаги: «Награжден за боевые заслуги», медаль дали и удостоверение. Было это в 1943 году на Украине, в районе Макеевки». А 6 сентября Макеевка была освобождена». Вот только старший сержант Новиков К.С. узнал об этом позже, находясь в госпитале. 20 июля 1943 года, будучи командиром пулеметного расчета в районе города Красноармейск, был тяжело ранен в заднюю поверхность лопаточной кости с последующим ограничением движений в правом плечевом суставе». (из наградного листа).

«Было это на Курской дуге. Наши войска готовились к наступлению. Я тогда командиром пулеметного взвода был. Вырыли мне хороший окоп в полный рост на краю лесочка. Я пошел проверять огневые позиции, где пулеметы мои стояли. Смотрю – на дереве «кукушка» сидит (мы так снайперов немецких называли.) Я его первый обнаружил, вокруг никого не было. Вдруг слышу – выстрел, он оттуда «бряк». Видно, его наш снайпер выследил. И тут немцы пошли в наступление. Были тогда в войсках комиссары и замполиты от партии. И один комиссар (не знаю, откуда его вынесло) занял мое место. Я пока с ним рядился: «Это же мой окоп, вылазьте оттуда», прилетела немецкая мина, взорвалась, осколки попали в голову, спину, ноги. Я упал, а он сидит в моем окопе целёхонький, его-то взрывом не достало. Меня в медсанбат отправили, оттуда – в полевой госпиталь «Балашиха». Там узнал, что формируется медицинский поезд в Новосибирск. Попал я туда весь забинтованный, в гипсе, но радовался, что поеду на родину. Поезд сформировался, поехали, но нам сменили путь: вместо Сибири завезли в Грузию. Через Азербайджан, через Баку приехали в Тбилиси. Там отлежал в военном госпитале, подлечился. Когда выписали, думал, что снова на фронт, но меня отправили на переподготовку. Прошел небольшие курсы, попал в зенитную артиллерию. Память начинает изменять, забываю, где, в каких местах воевал…»

Из наградного листа: «В настоящее время служит в должности командира отделения связи. К исполнению своих служебных обязанностей относится добросовестно. Отлично изучил материальную часть, состоящую на вооружении. Умело обучает своих подчиненных. Над собой работает и имеет значительный рост. Дисциплинирован. Пользуется заслуженным авторитетом среди рядового и сержантского состава. Достоин правительственной награды ордена Красной Звезды. Командир 1882 зенитного артиллерийского полка капитан Газаров. 31 августа 1944 года».

22 августа 1944 года Г.К.Жуков был вызван в Москву и получил особое задание Государственного Комитета Обороны: подготовить войска 3-го Украинского фронта к войне с Болгарией, правительство которой продолжало сотрудничать с фашистской Германией. На 3-м Украинском фронте маршала Жукова видел, вот как вас. До него Малиновский у нас командовал. Георгий Константинович был суровый человек, не улыбнется, всегда такой строгий, серьезный. Может, не было повода веселиться, хотя другие-то находили. Не до улыбки ему было, исправлять надо было положение (Жукова Сталин посылал на самые трудные участки фронта, в самое пекло).… Победу встретил дома – по состоянию здоровья мне дали 20 дней отпуска, я приехал в Кемерово, и как раз – 9 мая. Вернулся по окончанию отпуска в армию обратно и в запас ушел только в 1954 году. «Инвалид войны второй группы», так в удостоверении прямо и записано. После войны стал в 41-й школе военруком. Потом поступил в органы МГБ (министерство госбезопасности), потом перешел в МВД оперуполномоченным в областном управлении. Приходилось ездить по лагерям, работать с заключенными. Запомнилось, как отправили в командировку в Белово, где заключенные бунт подняли, разобрали койки, да этими железяками охрану побили. Там бульбовцы-бандеровцы были, требовали освобождения. Вот там помогал расследовать, сам допрашивал их. А потом пошел работать прорабом – начинал строиться Химкомбинат (сейчас АО «Азот»). Потом перешел на «Карболит», оттуда уже – на пенсию».

Умер дед Кирилл 23 февраля 2017 года, аккурат в день Советской армии (ныне – День защитника Отечества), не дожил до 92 лет ровно месяц…»
Отправитель:
Трошина Галина Геннадьевна