Ветераны великой отечественной войны

Аношкин
Виктор
Алексеевич

О своем родственнике рассказывает Аношкина Валентина Григорьевна:

«Я, Аношкина Валентина Григорьевна, родилась 2 марта 1939 года в городе Кыштым Челябинской области. Это красивейшие места на Среднем Урале, кругом горы и озера, леса и ромашковые поля. Когда началась Великая Отечественная война, мне было почти три года. Довоенную жизнь я, конечно, плохо помню, но отдельные события остались в памяти…
Мой папа, Григорий Алексеевич, 1910 года рождения, работал на Кыштымском механическом заводе, который построили еще Демидовы. Родной брат папы, мой дядя Виктор Алексеевич, 1919 года рождения, не знаю, где работал – но помню, что он был высоким, много шутил и смеялся. Мы жили в добротной, бревенчатой избе, а напротив нас, на другой стороне улицы жил друг дяди Вити, его звали Александр. Однажды пошел очень сильный дождь, а я была на улице, так вот дядя Витя меня схватил и побежал к дому друга, до него было ближе. Дядя подбрасывал меня вверх, стряхивая капли дождя, и смеялся. Ему было тогда 20 с небольшим лет. Он не был женат, но у него была невеста. Все ее звали Нюся, хотя, наверное, она была Анна – Анна Комисарова. Работала продавцом в продуктовом магазине.

Когда началась война, дядя Витя пошел добровольцем на фронт, а папу оставили на заводе делать снаряды. Потом на этот завод пошла работать и моя мама, а мы со старшим братом Володей оставались дома под присмотром деда и бабулечки Александры. Мой папа был передовиком производства, потом его фото висело в городе на доске почета, а Виктор - на фронте, бил фашистов. Приходили письма от него, все читали и радовались, что он живой. Однажды пришла посылка, единственная за все время войны, по-моему из Польши. В ней была расшитая белая кофточка и голубой фартук, он до сих пор в отличном состоянии. Моя мама передала его мне, и я тоже храню…

Как-то родители Виктора, мои бабушка и дед узнали, что через Кыштым пройдет военный эшелон с бойцами на фронт и там будет Виктор, после ранения или переформирования. Никто толком ничего не знал. Насушили сухарей, собрали продукты и пошли на станцию встречать. Собралось много народа, поезд замедлил ход, все думали, что остановится, но он стал набирать скорость. И люди побежали за поездом, с котомками, с мешками, пытаясь передать бойцам. Мой дедушка тоже побежал, потому, что услышал из вагона крик «тятя», так звал его Виктор. Он бежал, пока поезд не скрылся из вида и упал на рельсы. Бабуля кое-как увела его домой, а он все время повторял, что это был его сын.

Жилось тяжело, но мы, дети, этого не замечали, мы не знали, что можно жить по-другому. Ходили в лес за грибами и ягодами, вели хозяйство и огород, получали муку по карточкам и мама пекла хлеб в печи и пироги с рыбой, которую дед ловил в озере. Наступил май 1945 года. Победа!!! Этот день я не забуду никогда. Все радовались, поздравляли друг друга: родители, бабушка, дедушка, соседи (они тоже были нашими родственниками) устроили праздник. Пели песни, частушки, танцевали под гармонь. А потом в 20-х числах мая пришла похоронка, что старший сержант Аношкин Виктор Алексеевич погиб смертью храбрых на подступах к Берлину… Что творилось у нас в доме…. Мы с братом сидели на печке, взрослые все рыдали, а дедушка катался по полу и повторял имя сына. Он так переживал, что практически отказался от еды и умер через два года, в январе 1947 года. Бабушка и дед не знали ни место, ни дату гибели Виктора. Его невеста, тетя Нюся, долго не выходила замуж и когда мы с бабулечкой заходили в магазин, угощала конфетами.

В октябре 1945 года у меня родился младший брат и его назвали Виктором, в честь погибшего дяди. Только в этом году, когда нашли информацию на ОБД «Мемориал», мы узнали, что погиб дядя Витя 19 апреля 1945 года в Германии - в Бранденбурге, Райхенов. Был отмечен Орденами Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной Войны II степени. Мы хотим отыскать место захоронения воина, привезти ему на могилу горсть Русской земли. Спасибо тебе, солдат. Вечная Память....»
Отправитель:
Аношкина Валентина Григорьевна