Ветераны великой отечественной войны

Марденова
(Тузакова)
Батыш
Сембаевна

О своей матери рассказывает Марденова Райза Шариповна:
«Моя мама, Батыш Сембаевна Марденова (в девичестве Тузакова), 1925 года рождения. Она была единственной девочкой в семье, у нее был старший брат (старше ее на 15 лет). Она была любимицей в семье, родители и брат Жунусбек очень ее баловали. В 1937 году её отца, лоцмана на пароходе «8 февраль» репрессировали, он умер. В 1941 году началась война, брата, опору и кормильца семьи, призвали в армию. Маме пришлось устраиваться на работу. Она пошла на Кожзавод, сначала разнорабочей, затем её перевели в шубный цех, она стала ученицей закройщика. Осенью 1942 года по призыву Ленинского комсомола она поступила на курсы санинструкторов. Закончила их в январе 1943 года, в феврале её и ещё 400 человек мобилизовали в Сталинград.
К этому времени умерла ее мама, моя бабушка. Моя мама, не имея представления о фронте, думала только о том, что там она встретит брата, и вместе с ним вернется домой. На вокзале её никто не провожал, хотя было очень много людей, стояли крики, плачи, но она не обращала внимания ни на что, думала только о том, что наконец-то найдет брата.
В Сталинград эшелон прибыл в марте, в городе не было ни одного целого здания. Развалины, воронки, трупы погибших – наших и немецких солдат. Эшелон разместили в здании дома культуры, который фашисты превратили в конюшню. Крыши не было, спали на полу, набросав сена, прижавшись друг к другу. Маму направили работать в военно-полевой госпиталь санитаркой. Работа была очень тяжелая: искали раненых, помогали с перевязками, стирали бинты в ледяной воде, ходили за водой к Волге. Перед отступлением немцы все заминировали. Всех предупредили ничего не трогать, не поднимать, сколько людей подорвалось на этих минах. Госпиталь был передвижной, он двинулся вслед за наступающей армией. Мама плохо знала русский язык и всегда со смехом вспоминала, как она путала «налево» и «направо», особенно в строю. Однажды, запутавшись, она упала прямо в строю, а когда встала, то увидела перед собой, как ей показалось, огромного человека в папахе. Она сильно испугалась, но он не ругал её, а, внимательно посмотрев, спросил, откуда она, возраст, есть ли родители. Мама бойко ответила, что она из Семипалатинска, с берегов Иртыша, что ей 17 лет, родителей нет. Этот человек велел оставить ее в лазарете при Тракторном заводе. Госпиталь двинулся дальше, а маму, несмотря на ее просьбу не оставлять ее, оставили в городе. Брата она так и не нашла.
В лазарете раненых было мало, а рядом находился Тракторный завод, на котором выпускались и ремонтировались танки, изготавливались снаряды. Цеха завода находились под открытым небом. Немного поработав в лазарете, мама перешла работать на завод, выучилась на токаря. До станка она не доставала из-за маленького роста, поэтому ей под ноги ставили ящик. Так она работала до 1945 года. После основной работы и в выходные дни работники завода чистили город, приводили его в порядок, сажали деревья. Мама с большой теплотой вспоминала коллектив, в котором работала. По-русски ее все звали Валя, а некоторые почему-то «наша нацменка». Она всегда была оптимисткой, шустрой, веселой. После Победы, летом 1945 года, получив письмо от брата, узнав, что он уже демобилизовался, а воевал на Украинском фронте, мама уволилась с работы. Но на пути домой у нее украли чемоданчик с вещами и документами, сама она попала в госпиталь, домой вернулась только осенью и продолжила работать на шубной фабрике. Позднее она посылала запрос на Тракторный завод в город Семипалатинск. Пришел ответ, что на заводе был пожар, часть архива сгорела. Получилось, что она была в Сталинграде с 22 мая 1943 года по 1 октября 1944 года. Хотя на самом деле мобилизовали ее в феврале 1943, на Тракторном заводе она работала до июля 1945 года. А то, что она работала в военно-полевом госпитале, она подтвердить не смогла, так как номер части и госпиталя не помнила. В 1947 году вышла замуж. Вместе родители прожили 50 лет, вырастив и воспитав 7 детей. Мама умерла 1 февраля 2013 года, ей было 86 лет. До конца своих дней она помнила Сталинград, мечтала съездить, посмотреть, особенно Мамаев курган. Мы, ее дети, гордимся, что в Волгограде, на Мамаевом кургане, есть деревья, которые сажала наша мама».
Отправитель:
Марденова Райза Шариповна