Ветераны великой отечественной войны

Верещагин
Николай
Алексеевич

Кудеева Елена Владимировна прислала рассказ о родственнике: «Николай Алексеевич Верещагин родился в 1907 году в г.Ейске. В 1939 году во время Великой Отечественной войны он был направлен на Кольский полуостров. Его эскадрилья должна была бомбить подводные лодки немцев на Баренцевом море. Ежедневно они делали вылеты в составе двух бомбардировщиков, и преследовать фашистские субмарины. Когда у одного самолета заканчивались бомбы, он улетал на базу, а другой оставался. Затем они менялись. В один из вылетов в конце августа 1942 года, как обычно Николай Алексеевич израсходовал все снаряды, и, передав напарнику о необходимости заправки, полетел к базе. На пути его встретил немецкий истребитель, от которого удалось уйти. Прилетев на базу, он рассказал об этом, заправился и полетел обратно, выполнять боевое задание. Но напарник так и не дождался его и вернулся в часть. Что случилось – никто не знает, только позже, уже, когда начался поиск Николая Алексеевича, был найден хвост его самолета с номером на льдине в Баренцевом море. О боевых вылетах Николая Алексеевича была опубликована статья в ежедневной краснофлотской газете беломорской военной флотилии «Северная вахта» № 392 от пятницы 14 декабря 1942 года: «Без происшествий! – Этой фразой можно охарактеризовать весь период работы капитана Николая Верещагина. А летчики знают, что это значит – летать «без происшествий» в темные ночи, во время тумана, в дождь и снегопад. Огромной выдержкой, большими летным искусством надо обладать, чтобы в «итогах трудных полетов не значилось «происшествий» - поломок, аварий, вынужденных осадок. Самое главное – быть отважным человеком. А уж в отваге Верещагину никто не откажет. Я познакомился с ним в 1940 году на Севере, где он служил инспектором по технике пилотирования. В его звене были молодые летчики, которых он готовил, а затем вводил в бой. Молодежь любила Верещагина: «Строгий командир, но уж если к нему в звено попадешь - сразу летать научишься!». Знаток теории, он на практике доказывал правильность своих выводов. Во время войны с белофиннами в самые трудные месяцы (январь, февраль) пилот вел разведку. Не останавливали его ни мороз, ни снеговые снаряды. - Мы, северные летчики, - говорил он, - должны так же привыкнуть к холоду и вьюге, как южане – к солнышку. Пойми север, узнай его, полюби его – он тебе другом станет, поможет бить врага. Выполняя в авиачасти N беломорской флотилии обязанности помощника командира по строевой части, Верещагин нес и большую летную нагрузку. Ежедневно приходилось летать по 4-5 часов на поиск немецких подводных лодок. Совсем недавно, в сложных погодных условиях он совместно с капитаном Соловьевым провел удачную бомбежку вражеской субмарины и нанес ей серьезные повреждения. 114 вылетов, 240 летных часов – таков итог работы морского разведчика Верещагина за год. И вот, постоянно летая, Верещагину удается не забывать о своих обязанностях по строевой части. Веселый, общительный товарищ, он вместе с тем органически впитал в себя воинскую дисциплину – недаром в авиации служит с 1934 года! В команде младших специалистов часто бывали грубые нарушения дисциплины. Верещагин взялся навести порядок. Прямо после полетов он отправлялся в команду и подолу разговаривал с людьми. Он простыми словами объяснял им о долге, присяге, которую мы все поклялись свято выполнять, говорил о том, что малейший проступок пятнает честь советского летчика… Слушали его с исключительным вниманием. Да и как не слушать? Знают же, что сам капитан Верещагин – образец в выполнение воинского долга, да и летчик замечательный… Он всегда поможет товарищу, даже если сам занят или устал. Он участвовал в сложных операциях и показал себя с самой хорошей стороны. Летчик-истребитель подводит итоги своих боевых успехов, подсчитывая количество сбитых самолетов противника. Работа морского разведчика скромнее, но не менее ответственна. Для этой службы нужны такие люди, как Верещагин – спокойные, смелые, умеющие крепко ненавидеть врага».
Отправитель:
Кудеева Елена Владимировна